Заявка на звонок
Укажите свои данные и мы с вами свяжемся!
Директор Центра образования "Академия" Мария Борисовна Проскурнина о подготовке к ЕГЭ

Единый государственный экзамен - это фактор тревоги выпускников и их родителей. Как и где готовиться к ЕГЭ? Как поддержать школьника психологически, чтобы марафон по подготовке к экзамену не оказался критичным для его здоровья? Можно ли успешно сдать ЕГЭ, не посещая курсы подготовки, и поступить в выбранный вуз? Наконец, когда лучше начинать готовиться к этому важному этапу в жизни выпускника?

В Центре образования «Академия», где я работаю преподавателем русского языка и литературы, появляются самые разные ученики. Кто-то приходит сам еще в 10-м классе, точно зная, какие пробелы восполнить, что именно «подтянуть». Внутренняя мотивированность такого ученика – это 80 % победы. Кого-то приводят родители, полагающие, что ребенок мало знает, не готовится к ЕГЭ, который, по мнению родителей, определит в жизни детей абсолютно все – от профессии до личного счастья.

Разговаривая с родителями, я часто произношу удивляющую их фразу: «Жизнь шире ЕГЭ!» Мне представляется очень важным донести до них мысль о том, что экзамены – это только этап, к которому надо спокойно и системно подготовиться, грамотно распределив время и силы. Подготовка к ЕГЭ – это и семейное дело, ведь выпускник нуждается в это время в поддержке более, чем когда бы то ни было. Именно поэтому в «Академии» особое внимание уделяется психологическому сопровождению и самих учеников, и их родителей. Наши преподаватели, готовящие ребят к ЕГЭ, работают в связке с психологом, который проводит индивидуальные консультации и групповые тренинги для выпускников.

Надежные профессионалы «Академии», эксперты ЕГЭ, не раз замечали, что главная составляющая результативной подготовки к ЕГЭ – это хороший контакт с учеником, ведь взаимная симпатия учителя и ученика, приятная, но вместе с тем деловая атмосфера на занятиях дают возможность стопроцентно использовать время, отведенное на подготовку к ЕГЭ. Я думаю, именно поэтому мы в «Академии» пришли к выводу, что наши группы не могут насчитывать более 8 человек. Для всех наших преподавателей очень важно, чтобы ребенок реагировал, удивлялся, спорил, а не отсиживался на задней парте! Этим и объясняются хорошие результаты, которые стабильно показывают наши ребята на ЕГЭ по разным предметам, ведь средний балл наших учеников – 85.

Подготовка к ЕГЭ – процесс, конечно, непростой и длительный. Мне кажется, начинать его нужно заранее, просчитывая эту дорогу по этапам, по шагам. Очень важно определить и количество экзаменов по выбору, чтобы «спектр» специальностей в различных вузах можно было расширить в зависимости от суммы баллов ЕГЭ, проходных баллов и превратностей приемной кампании.

Мне кажется, ЕГЭ не страшен для тех, кто, выстроив план подготовки к экзамену, точно знает, что надо делать для достижения высоких баллов!

Директор Центра образования "Академия" Мария Борисовна Проскурнина о работе Центра в период дистанционного обучения

Еще до официального объявления режима самоизоляции в марте этого года администрация Центра образования «Академия» приняла решение перейти на дистанционные формы работы ради сохранения здоровья наших учеников и сотрудников. Это был довольно трудный шаг, который потребовал от всех нас определенных усилий – от организации технической и сугубо методической стороны процесса до индивидуальных консультаций преподавателей, учеников, родителей. Меня поразила реакция преподавателей «Академии»: никто из коллег не впал в истерику, не отказался работать. Надо заметить, что наши преподаватели – это люди широкого возрастного диапазона, однако все справились с вызовом, все ведут свои занятия безупречно! Я невероятно благодарна коллегам, поскольку главным для них оказались приоритеты учеников. Мне кажется, что мы достойно прошли этот непростой психологический и профессиональный этап, и первое дистанционное занятие состоялось уже 19 марта, а с 20 марта началась полноценная работа групп, продолжились индивидуальные занятия. Я как директор анализировала потери, и они оказались минимальны. Только два индивидуала решили взять паузу в занятиях на период самоизоляции, и лишь один родитель пожелал расторгнуть договор на обучение ребенка в группе. Не могу не сказать слова благодарности и родителям наших учеников: практически все они, обеспокоенные ситуацией, адекватно воспринимали наши усилия удержать учебный процесс и делали все возможное, чтобы поддержать своих детей.

Сейчас занятия в «Академии» снова идут в дистанционном формате. Они идут в полном объеме, работают все группы, учеба идет по строго установленному расписанию, на уроках, которые проходят в режиме видеоконференций, используются самые разные формы работы (лекции, презентации, видеоматериалы, аудиоматериалы, онлайн-тесты и т.п.), продолжается живое общение с ребятами и во время уроков, и после них. Все получают домашнее задание, каждый ученик имеет возможность задавать вопросы в групповых беседах во ВК и в личных сообщениях преподавателям, так что взаимодействие преподавателей и учеников, мне кажется, стало даже еще более интенсивным, чем это было раньше.

Наши преподаватели работают, как говорится, «вживую», используя формат видеоконференций. Мне кажется, эта форма работы наиболее эффективна. Я вижу ребят, разговариваю с ними, держу их внимание, меняя виды обучающей деятельности. Весной я расспрашивала ребят о том, как организована дистанционная учеба в их школах, и слышала весьма нелестные отзывы одиннадцатиклассников о формальном подходе некоторых школ к организации процесса. «Нам включают презентацию, - жаловались школьники, - а ведь можно было спокойно сбросить ее нам, чтобы мы не тратили попусту время, а посмотрели ее тогда, когда нам удобно». «Я ставлю «плюсик» в чате, - признался другой одиннадцатиклассник, оценивая дистанционное обучение в школе, - отмечаюсь, а потом ухожу от компьютера, потому что ничего полезного не вижу в таких уроках, когда нам просто включают видео». Поэтому, я в этом убеждена, курсы без включения человека (презентации, видеозаписи уроков и т.п.) – это, безусловно, современно и интересно, но ничто не заменит личность учителя, его актуальную заинтересованность в том, что говорит и делает ученик «здесь и сейчас»! И дистанционное обучение этому совершенно не мешает.

Лично я для дистанционной работы использую платформу Zoom, функциональностью которой я довольна, некоторые коллеги работают в Скайпе, ряд преподавателей использует Гугл-класс. Практически все мы работаем с ресурсами «Решу. ЕГЭ» и «Решу.ОГЭ», где можно найти достаточно хорошие учебные материалы по разным предметам. И все мы, преподаватели «Академии», обязательно пользуемся социальными сетями (ВК, ФБ, Инстаграм). Мы создаем там групповые беседы, чтобы у всех нас была возможность обсуждать текущий учебный процесс, обмениваться материалами различного рода, отвечать на вопросы наших учеников и их родителей.

Учредитель Центра образования "Академия" Наталия Владимировна Боронникова о работе Воскресной школы для детей мигрантов в 2017-2018 учебном году

Вот и подходит к концу наш веселый, шумный, немного сумасбродный учебный год. Веселый и шумный – благодаря нашим юным ученикам, сумасбродный – благодаря идее, которую мы пытались осуществить в течение года. Однако не стоит начинать с конца, нужно все-таки сказать несколько слов о том, как появилась сама идея дополнительных занятий для детей мигрантов.

Наша «Семейная воскресная школа для мигрантов» на базе Центра образования «Академия» возникла как социально ориентированный проект, поддержанный Фондом президентских грантов. Задача проекта заключалась в культурной и языковой адаптации детей из семей мигрантов к новой школьной среде.

Почему возникла эта идея? Не будем говорить здесь о глобальных миграционных процессах и об их интенсификации в современном мире. Затронем только одно из их последствий. Как правило, трудовые мигранты приезжают на заработки не одни, а с семьями. И ребенок оказывается в русскоязычной школе, не пройдя соответствующую подготовку. При этом он не владеет русским языком настолько, чтобы на нем обучаться, а дополнительной или предварительной подготовки иноязычных учащихся к школе не проводится, в классах нет разделения на группы по принципу «русскоговорящие дети – дети-иностранцы». При этом дети-иностранцы не способны воспринимать материал на таком же уровне, как дети, для которых русский язык является родным. Ни учебники, ни учебные программы в русскоязычной школе также не рассчитаны на обучение детей-иностранцев. Эта задача возлагается на учителя-словесника, который, зачастую не имея специального образования, не владея соответствующей методикой преподавания (и прежде всего методикой преподавания русского языка как иностранного или как неродного), вынужден искать пути решения этой задачи самостоятельно. Прекрасно, если учитель справляется с внезапно возникшей проблемой и ребенок вливается в учебный коллектив. Однако часто такие дети оказываются на «особом» положении. Не найдя контакта со сверстниками, в том числе и по чисто лингвистическим причинам, они становятся в классе «чужаками», не успевают, плохо себя ведут, озлобляются, а все это приводит к плачевным последствиям.

Языковой и культурной адаптации ребенка-иностранца к новой учебной среде был посвящен проект «Семейная воскресная школа для мигрантов». В рамках нашего проекта было предусмотрено входное диагностическое тестирование на уровень знания языка, консультации психолога для детей и родителей, учебные занятия по русскому языку как неродному (фонетика, лексика, грамматика), занятия по литературному чтению и истории России. Ребята были распределены на несколько групп: по возрасту и по уровню владения языком. С учениками воскресной школы работали специалисты и волонтеры Центра: преподаватели русского языка как иностранного Н.В.Боронникова, Д.А.Сухоева, А.С.Черноусова, логопед-дефектолог А.В.Лимонова, преподаватель литературы М.Б.Проскурнина, преподаватели истории Д.Б.Вершинина и Д.Ф.Григорьева, психологи Л.З.Зарипова и Л.Р.Мухайлова, преподаватель творчества Ю.А.Еловикова.

Работа школы началась в ноябре 2017 г. и завершается в октябре 2018 г. Участниками проекта стали ребята 6-12 лет из различных учебных заведений г. Перми и их родители. Это представители различных национальностей: таджики,
узбеки, киргизы, азербайджанцы, армяне, татары. Всего в работе школы (в различной форме: диагностическое тестирование, занятия, летние интенсивы) за год приняли участие более 100 детей. Мероприятия широко освещались в СМИ (публикации ИТАР-ТАСС, Фонда президентских грантов, репортаж ОТР).

За год мы научились многому, несмотря на то, что встречались только раз в неделю. Дети узнали много новых слов, научились строить грамматические конструкции, обращать внимание на свои ошибки, смогли справиться со сложными звуками, познакомились с русскими текстами, с фактами российской истории и истории Пермского края. Успели передружиться, перессориться и снова помириться. А для нас, преподавателей вузов, работа с детьми тоже была своего рода школой, поскольку мы учились восприятию мира с точки зрения ребенка, открывали для себя радости словотворчества и игры. Ребята рассказывали о своем родном крае, писали истории о летних поездках домой, рисовали, лепили, радовались нам и друг другу. И надеемся, что основным результатом нашей работы станет восприятие русского языка как родного, а Перми – как части нашего общего пространства.

Проект 2017-2018 учебного года был реализован благодаря гранту Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленному Фондом президентских грантов.

Преподаватель Центра "Академия" Анастасия Степановна Черноусова о работе в Воскресной школе

Как мне кажется, особенность обучения в школе – это индивидуальный подход, несмотря на работу в группе. К настоящему времени у каждого ученика уже обозначились «сильные» и «слабые» места в знаниях сложной грамматической системы русского языка. Но общими являются, наверное, проблемы, традиционные для таких детей – «страдает» категория рода, а отсюда и согласование с прилагательными (например, умный девочка); не всегда правильно используются предлоги В и НА (в рынке, на больнице); по-разному освоена падежная система русского языка; думается, будут проблемы с глаголами движения, обычно вызывающими проблемы у иностранцев (к этой теме пока мы не обращались). Стараешься спросить каждого ученика на занятии, вовлечь его в разговор, даже если у него не всё получается.

В отличие от общеобразовательной школы, мы имеем возможность выстраивать отношения с учениками на уроке в дружеском ключе, в допустимых рамках сокращать дистанцию, и именно это позволяет нам работать, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

Самое главное, на мой взгляд, - это изучать сложную грамматику русского языка в занимательной форме, как бы играя; так продумать подачу материала, чтобы рассказать о сложном в доступной форме, и тем самым не отбить желание изучать русский язык, а, наоборот, открыть его огромные возможности. Это требует от педагога определенного методического мастерства и постоянного поиска новых форм работы. Насколько я вижу, мои опытные коллеги (например, Наталия Владимировна Боронникова – автор идеи и основатель Воскресной школы), имея за плечами огромный опыт общения с иностранцами, систематически готовятся к занятиям, формируют дидактический материал и задания, ориентированные на уровень и возраст своих детей.

Надеюсь, что наша общая нацеленность на творческий подход к обучению, с одной стороны, а с другой, – на индивидуальное общение обеспечат нам успех, и в итоге ученики Воскресной школы будут знать русский язык… как родной!
НАШИ КОНТАКТЫ

+7 (342) 212-20-07

academia.59@rambler.ru

Мы в социальных сетях:
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ